МБДОУ д/с № 24

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24

Uc browser

«Использование ритмических игр со словом на музыкальных занятиях в детском саду»

(консультация для родителей)

Подготовила: муз. руководитель
Мишукова В.И.
Дата проведения:
апрель
2018 -2019 учебный год
ст. Кавказская

В детской психологии хорошо известна значимость становления слуха и формирования ритмических способностей. Если чувство ритма несовершенно, замедляется развитие слитной речи. Слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка.

Поскольку игра — это основной вид деятельности в дошкольном возрасте, то целесообразно развивать чувство ритма у детей в виде творческой игры.

В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.  Понимание музыкально – игрового  задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

Музыкально-ритмическим воспитанием детей и юношества в нашей стране занимались такие специалисты как А. В. Кенеман, Н. А. Ветлугина и их ученики – А. Н. Зимина, М. Л. Палавандашвилли.

Из современных педагогов-новаторов хочется выделить И. Каплунову и И. Новоскольцеву. Они создали программу «Ладушки», являющуюся оригинальной разработкой системы музыкальных занятий с дошкольниками. В основе их разработок – идея об интеграции движения и его перцепции в эмоционально окрашенной и субъективно значимой для ребёнка игровой деятельности. Элементы программы «Ладушки» вошли в основу моего методического обеспечения.

Сама серия «Ладушки», помимо основной программы, состоит из разных тематик и одна из них: «Этот удивительный ритм» пособие по развитию чувства ритма.

Сборник представляет собой разработанную систему занятий по развитию чувства ритма и содержит увлекательные и веселые ритмические игры с игрушками, музыкальными инструментами, палочками, ладошками, картинками. Забавные детские стихи обыгрываются в движении и легко запоминаются детьми.

Для того, чтобы выполнять свою задачу по развитию чувства ритма с помощью игры, мне пришлось начать создание определенных условий. Развивающая среда была призвана предоставить детям возможность обучаться в комфортной творческой обстановке.

Польза музыкально-ритмической игры неоценима и помогает развитию эмоционально-образного восприятия, выразительности движения и многим другим психическим процессам в организме ребенка.

Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать и такой педагогический материал, как игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определённой степени как бы заменяет собой мелодичный напев. Речевые игры — одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

Речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием решают следующие задачи:

  1. Развивать музыкальные и творческие способности детей, в том числе:
  • эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • слуховое внимание;
  • музыкальную память;
  • ладовое чувство;
  • тембровый, звуковысотный и динамический слух;
  • чувство ритма;
  1. Формировать у детей представление о форме, структуре музыкального произведения.
  2. Развивать звуковую культуру речи, связную речь и ее грамматический строй.
  3. Улучшать дикцию детей.
  4. Способствовать развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр.
  5. Побуждать детей импровизировать в различных видах деятельности.
  6. Укреплять голосовой аппарат.
  7. Учить детей выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движения, мимику.

В основе большинства игр – короткие тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки. Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук, произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети. Такая методика помогает постигать речевую культуру, способствует координации.

Взрослый, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребёнком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста. Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребёнка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или, как говорят педагоги, ритмизировать.

Проведению любой музыкальной игры предшествует подготовка:  ознакомление с игрой, разучивание музыкально-ритмических движений, знакомство с правилами игры и только потом – сама игра.

Базой для речевых упражнений, служит как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.

Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Большую роль играет использование детских музыкальных инструментов — металлофонов, ксилофонов, различных свистулек, дудочек, шумовых, в том числе и самодельных («шуршалок», «звенелок», «скрипелок»).

Особое внимание следует уделять обыгрыванию различных слогов, фонем, звукоподражаний, словам, понятным только детям, из так называемого «тарабарского» языка — «цынцы-брынцы», «трух-ту-тух», «рики-таки» и др. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Недаром известный музыковед М. Г. Харлап писал, что «между речью и музыкой есть стадия лепета — ритмической игры со звуком. Эта ритмическая структура является предпосылкой образования музыки».

Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламациями легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают ее в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал. Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки.

Речевые игры способствуют развитию фонематического, тембрового и звуковысотного компонентов музыкального слуха, а также являются ценными упражнениями, подготавливающими детей к пению.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять