Дата проведения : сентябрь 2023 г
Составил : Кулиева М.Х
ст.Кавказская
2023-2024 учебный год
Книга – это один из первых учителей в жизни человека. Дети, которым не показали весь красочный мир выдуманных историй, очень многое теряют в развитии. имеется громадное количество многообразной детской литературы, с красочными рисунками, мелодическими эффектами.
Главное – избрать книгу по возрасту и прививать любовь к литературе с самого раннего возраста. Трудно представить себе дошкольный возраст без книги. Сопровождая человека с самых первоначальных лет его жизни, изящная литература оказывает большущее влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает распрекрасные образцы русского литературного языка. выслушивая известную сказку, стихотворение, ребенок переживает, беспокоится вместе с героями. Так он обучится понимать литературные произведения и посредством этого определяется как личность. В народных сказках обнаруживаются пред детками точность и выразительность языка; в рассказах детки испытывают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и правильность русской речи. Однако полноценно принимается литературное творение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно воспитать лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам малыша, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям. Восприятие детьми писательских произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Взрослея, дети овладевают способностью анализировать литературные произведения, учатся передавать определенное содержание в единстве его художественной формы, а также активно осваивают средства художественной выразительности. Иллюстрации к книгам помогают дошкольнику лучше понять содержание произведения, яснее представить описанные в нём природу, конкретную ситуацию, в которой действует герой. Книги учат ребят разбираться в том, что хорошо, а что – плохо. Они развивают воображение и память, абстрактное и логическое мышление. Из произведений маленький читатель узнает много новых слов, расширяя свой кругозор, учится конкретно разговаривать. Часто родители не понимают, насколько важную роль играет книга в развитии ребенка и в формировании в нем личности. Дети, которые с детства имеют тесную связь с печатным изданием, тянутся к чтению и в подростковом возрасте, и во взрослой жизни. Ребенок, не прививающийся на образных произведениях, чаще всего не хочет читать и повзрослев. А ведь книга помогает не только развиваться, а и открывает художественные таланты некоторых детей. Они начинают сочинять стихотворения, небольшие рассказы. Так рождаются новые поэты и писатели. Особенно важно обсуждать прочтенное с ребёнком, совместно решать проблематичные ситуации. А как нужна ребёнку ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке! Если вы знакомите ребёнка с новой книгой, дочитав её до конца, отложите на время. Надо дать ребёнку возможность осознать и пережить услышанное. Не следует и спрашивать, о чём эта книга, чтобы не разрушить эмоциональное состояние, затем можно снова обратиться к чтению этого произведения второй и третий раз. Чтение книги не терпит спешки. Читать надо неторопливо, чётко, выразительно. учите дошкольника бережному обращению с книгой. Зачем читать детям книги? Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время. Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо хороший контакт с родителями, индивидуальное общение, когда внимание уделяется ему полностью, и совместное чтение дает такую возможность. Какие книги нужно читать детям. Для младших детей существует целый ряд прекрасных произведений, которые уже «проверены временем» и не только рождают в малышах позитивные эмоции, но и многому их учат — доброте, смелости, честности и другим качествам, которые вы безоговорочно хотите увидеть в своем ребенке. Такая книга — друг ребенка. Конечно, одна лишь книга этих свойств не воспитает, если сын или дочь не видит основательных примеров и моделей поведения вокруг себя. Однако писательские образы хорошо запоминаются детьми, а герои книг становятся для них образцом для подражания. Не забывайте об этом, когда советуете своему ребенку прочитать ту или иную книгу. Современный мир полон страшных, жестоких образов — стоит лишь включить телевизор, и лавина жестокости обрушивается на ребенка. И, хотя дети часто любят «пугаться» и рассказывать друг другу всякие страшилки, но добавление к этому еще и пугающих историй из книг могут надломить хрупкую детскую психику и стать причиной фобий, страхов, а впоследствии созревший малыш теряет дарование сопереживать чужому страданию и чужому горю. Замечено, что в современном мире это встречается все чаще. Поэтому потрудитесь сделать книги одним из факторов, с помощью которых происходит эмоционально-нравственное развитие ребенка. Не поленитесь обсудить с ребенком прочитанное, поговорите с ним о нравах героев книги, о причинах их поведения, об их чувствах. И задавайте детям все больше вопросов, чтобы разговор не превратился в нравоучительных монолог взрослого. А если ребенок страдает от какоголибо недостатка характера, то прочитайте вместе с ним произведение, герои которых этот недостаток в себе преодолели, но опасайтесь упреков — это не поможет вам в воспитании, а, напротив, заставит ребенка закрыться от вас. Приучайте своих детей читать как можно больше книг, это поможет в дальнейшем и в учебе, и в общение с окружающим миром. С человеком, который много читает всегда интереснее общаться, у него лучше развита фантазия и шире кругозор. Удачи Вам!