Консультация для родителей
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Мишукова В.И.
ст. Кавказская
2021-2022 уч.год
В семьях, где есть маленький ребенок, часто возникает вопрос о здоровье малыша. Вырастить ребенка здоровым — одна из главных задач родителей и работников образовательных учреждений. Так как же помочь ребенку выработать навыки, которые будут помогать следить за своим здоровьем?
Проблема воспитания здорового ребенка была и остается наиболее актуальной. В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей укрепления здоровья малыша, таких как профилактика заболеваний, увеличение двигательной активности, изменение недостатков физического развития и другие.
Одной из наиболее эффективных профилактик для снижения уровня заболеваний у детей склонных к эпизодическим заболеваниям является дыхательная гимнастика.
Дыхание – это один из незаменимых физиологических процессов человека. От дыхания зависит не только здоровье человека, но и его работоспособность, физическая и умственная деятельность, выносливость. Дыхательная система детей несовершенна.
Согласно статистическим данным, уровень распространенности заболеваний органов дыхания в дошкольном возрасте очень высок. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика. Слизистая дыхательных путей нежная и легко воспаляющаяся. Узкие дыхательные ходы при заболевании становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать.
Дыхательная гимнастика — неотъемлемый компонент лечения любых заболеваний дыхательных путей. Она способствует укреплению здоровья и является надежной профилактика ОРВИ.
Регулярные занятия помогают укрепить дыхательную мускулатуру и иммунитет ребенка, даже когда он здоров.
Известным фактом является то, что дыхательная гимнастика:
- повышает общий жизненный тонус человека, сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы;
- предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту, способствует нормализации физиологического дыхания через нос;
- укрепляет дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы;
- стимулирует обмен веществ, благотворно воздействует на эндокринную и сердечно-сосудистую системы, кровообращение;
- насыщает организм оптимальным количеством кислорода;
- способствует уравновешиванию нервных процессов.
Из вышесказанного видно, какое важное место занимает дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно подойти к решению этой задачи обдуманно и ответственно.
Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких.
Основные правила дыхательной гимнастики:
- дышать носом;
- дышать медленно;
- концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное воздействие;
- выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие;
- дышать с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
С детьми дыхательную гимнастику необходимо проводить каждый день в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня, исключая 20—30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи.
Картотека дыхательной гимнастики
«Кораблик»
На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахрому, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.
«Задуй упрямую свечу»
В правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
«Самолёты»
По команде воспитателя «заводятся моторы» — произносятся на выдохе «р-р-р-р»; летают самолёты–«ж-ж- ж-ж»; разворачиваются на виражах – «у-у-у-у»; садятся на посадку – «ух-ух-ух».
«Поймай пчёлка»
Дети стоят в кругу, воспитатель в центре кругу. В руках у воспитателя прутик (длина около 1 м), на котором привязана «пчёлка». Воспитатель поворачивается на месте, проводя пчёлку над головой детей. Дети ловят пчёлку с произнесением «ж-ж-ж».
«Жуки»
Дети сидят на стульях, воспитатель произносит: «Ж-ж-ж, — сказал крылатый жук, — посиж-ж-ж-у».
Дети обнимают себя за плечи, произносят: «Поднимусь, полечу; громко, громко зажуж-ж-ж-ж-у».
Дети разводят руки в стороны и перемещаются по залу с произнесением звуков «ж-ж-ж-ж-ж» (2 – 3 мин)
«Пузырь»
Дети встают в круг, взявшись за руки, и произносят вместе с воспитателем:
Раздувайся пузырь,
Раздувайся тугой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Произнося слова, дети постепенно расширяют круг. После слов: «пузырь лопнул», дети опускают руки и произносят «пух»; после чего «надувается» новый пузырь.