муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 станицы Кавказская муниципального образования Кавказский район
Мастер-класс для педагогов:
Тема: «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ»
Учитель-логопед: Анищенко Н. Е.
Дата проведения: 20.12.2013 г.
2013-2014 учебный год
станица Кавказская
План-конспект
Цель мастер-класса:
- — повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
- — формирование знаний по применению артикуляционной гимнастики на практике;
- — совершенствование практических навыков профессиональной деятельности.
Задачи:
- -обучение управлению органами артикуляции;
- -развитие координации и движений артикуляционного аппарата;
- -воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.
Ход мастер-класса:
Вводная часть: знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.
Основная часть:
1 часть: проведение артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста (младший, средний, старший);
2часть: методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики, знакомство с видами артикуляционных упражнений их показ с комментариями; выполнение артикуляционных упражнений педагогами.
Заключительная часть: обмен мнениями присутствующих.
Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с помощью тестирования по теме мастер-класса.
Часть первая: Адаптированные сказки
Сказки адаптируются в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей разных возрастных групп. Сюжетные линии сказок сохранены, но герои подобраны в соответствии с упражнениями артикуляционной гимнастики.
Малыш
Дети, сегодня я хочу вас познакомить с малышом. Он еще очень маленький и ничего еще не умеет. Вот он у вас и хочет поучиться делать зарядку для губ и язычка. Смотрите, малыш вам улыбается, у него ещё нет зубов, давайте ему покажем, какой у вас «заборчик» из зубов.
Заборчик: Возьмите в руки зеркала и растяните губы, покажите ваши зубы.
Чистим зубы: А теперь мы научим малыша чистить зубы. Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка почистите за нижними зубами (влево, вправо).
Месим тесто: А теперь блинчики постряпаем. Но сначала замесим тесто.
Улыбнитесь, откройте рот и покусайте язык зубами, а теперь пошлёпайте язык губами.
Блинчики: А вот и первый блинчик получился. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и подержите так.
Ах, какие замечательные блинчики получились и пахнут вкусно. На запах блинов прибежала кошка малыша и рассердилась, что её не угостили.
Сердитая кошка: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, спинку выгнуть.
Киска любит, когда ей спинку гладят. Сделаем сердитую кошечку и почешем язык зубами. Вот и кошечка перестала сердиться и стала доброй. И для малыша доброе дело сделали. Дети — вы умненькие и старательные. Молодцы!
Бабочка и бегемот
Дети, вы любите сказки? Тогда слушайте! Жила-была на свете красивая бабочка. Летела она однажды, летела и вдруг увидела бегемота. А бегемот, бегемот широко открыл свой рот.
Бегемот: Откроем широко рот и подержим его так.
Подлетела бабочка к нему поближе и спросила: «Где ты живёшь, бегемот?»
А бегемот ей отвечает:
«Очень много там зверей
приходи смотреть скорей
в этот расчудесный парк
Что же это? …» (зоопарк)
И стали бабочка и бегемот дружить. Прилетела однажды бабочка в гости к бегемоту. Вдруг обезьянки к нему прибежали. И дразнить они бабочку стали: «Пя-пя-пя, пя-пя-пя. Мы не знаем тебя!»
Обезьянка: Давайте, улыбнемся и пошлепаем язык губами: Пя-пя-пя…
-Обезьянки, обезьянки, мне стыдно за вас! Это же Бабочка — мой новый друг.
Обезьянки извинились, пообещали, что больше не будут дразниться и принесли друзьям угощенье — вкусное варенье.
Ели с наслажденьем,
И перепачкались все вареньем,
Чтоб варенье с губ убрать-
Ротик надо облизать.
Часть вторая
Методические рекомендации воспитателям
по проведению артикуляционной гимнастики
Хорошая речь — яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе
На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:
— речевой слух,
— речевое внимание,
— речевое дыхание,
— голосовой и речевой аппарат.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,- глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.
Памятка по выполнению артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Виды артикуляционных упражнений
Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… — требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.
Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:
1 группа упражнений — вырабатывают основные движения и положения ОАА,
2 группа упражнений — способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).
3 группа упражнений — специфические упр. направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.
Так, в младших группах берутся упражнений на развитие основных движений, в средних — на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), в старших — для сонорных звуков.
Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).
Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).
Движения для губ и щек (Улыбка, Заборчик, Трубочка, Бублик).
Организация работы
1. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
2. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз — разбиваем комплекс на весь день.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.
3. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
4. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.
Например упр. «трубочка» — придумайте несколько названий (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)
Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
Тестирование по теме:
«Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ»
1. Артикуляционная гимнастика — это
а) гимнастика любых мышц языка;
б) совокупность движений языка и губ;
в) совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
2.Цель артикуляционной гимнастики:
а) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков;
б) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для общего развития ребенка.
3.Артикуляционную гимнастику обычно выполняют:
а) лёжа;
б) стоя;
в) сидя.
4. Статические упражнения направлены:
а) на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.
б) на координацию движений органов артикуляции.
5.Динамические упражнения направлены
а) на увеличение силы голоса;
б) на подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
6.Каждое артикуляционное упражнение на начальном этапе работы необходимо повторять:
а) 2-3 раза;
б) 10-15 раз;
в) 1 раз.
7. Инструкции по выполнению артикуляционного упражнения надо давать:
а) подробно;
б) поэтапно;
в) конкретно.
Организация проведения артикуляционной гимнастики.
— Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (зеркало, игровой момент, приемы, знать, как правильно выполняется упражнения, помогалочки — шпатели, ложка, шарики)
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Знакомя ребенка с новым упр., необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например: как представить упр. «Вкусное варенье»? — сластена Карлсон, который любит варенье.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение —
следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Соблюдаются гигиенические требования — чистота рук и инвентаря.
Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы — драже, вода, биоэнергопластика — сочетание движений органов речи и рук.
Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка — это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.
В своей работе использую пособия:
Во время автоматизации звуков использую артикуляционную раскраску, разработанную Матыкиной И. А., логопедом д/с города Владимира — «Нескучные артикуляционные упражнения», где вместе с отрабатыванием необходимых движений дети развивают мелкую моторику, внимание, мышление… А также «артикуляционную гимнастику. Тру-ля-ля», «гимнастика со смешариками», пособие Е. С. Анищенковой «арт. гимнастика для развития речи дошкольников», пособие Т. А. Куликовской «арт. гимн. В стихах, и картинках», «Уроки правильной речи» Е. Косиновой.