Музыкальный руководитель Мишукова В.И.
2017-2018 учебный год
ст. Кавказская
Растет ребенок, и домашние с радостью отмечают в нем новые черты: он чутко реагирует на музыку – любит слушать, петь, неловко, но с удовольствием пытается танцевать, запоминает понравившиеся мелодии. Наверное, еще рано говорить о гениальности и музыкальной одаренности. Скорее всего, как и большинство малышей, он чувствует музыку и получает большое удовольствие от ее звучания.
К сожалению, традиция, которая сохранялась во многих образованных семьях дореволюционной России – камерные вечера с романсами и музицированием – давным-давно забылась. А вместе с ней исчезла и особая, загадочная «среда», в которой музыкальная классика звучала естественно и гармонично. И хотя по-прежнему музыки дома много, она уже не является таинством, став навязчивым и часто агрессивным «фоном» каждого дня.
Если у вас дома совсем небольшой выбор музыки, можно положить начало новому семейному хобби – Фонотеке.
Конечно, для семейных вечеров нужно выбирать музыку, доступную для восприятия ребенка. Пусть для начала это будет популярный набор классики – фрагменты инструментальных и фортепьянных произведений И. — С. Баха, Л. Бетховена, А. Моцарта, Й. Гайдна, Ф. Шуберта, Э. Грига, П. Чайковского, старинная лютневая и инструментальная музыка XVII – XVIII веков. Можно купить компакт-диски с колыбельными и известными классическими произведениями, детскими песнями В. Шаинского, Е. Крылатова, песнями из мультфильмов.
Кроме этого, домашняя фонотека может пополниться и другими экземплярами.
Музыкальные сказки. Если малыш еще не умеет читать, главным развлечением становится телевизор или видеоигры. Многие из нас забыли, что есть прекрасная альтернатива этому занятию – музыкальные сказки. Сейчас такие сказки переиздаются на компакт-дисках.
Можно посоветовать использовать следующие музыкальные сказки: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» П. И. Чайковского, музыкально-литературные композиции по балету С. Прокофьева «Золушка», Р. Щедрина «Конек-Горбунок» и другие. Дети любят слушать такие произведения, тем более что одновременно можно заняться другими делами – рисованием, лепкой, любимыми игрушками.
Итак, чтобы открыть малышу мир музыки, для начала необходимо развить в нем талант слушателя. Только в этом случае у ребенка может родиться и желание музицировать, и потребность петь и танцевать.
Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:
– Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности: «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.
– Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы: «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена.
– Для общего успокоения: «Симфония №6» Бетховена (часть 2), «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.
– Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми: «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.
– Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением: «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.
– Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения: «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.
– Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей: «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
– Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности: «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.
— Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания: Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.