МБДОУ д/с № 24

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 станицы Кавказская МО Кавказский район

Uc browser

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по составлению портфолио

Приложение № 1

к письму департамента образования и науки Краснодарского края

от __________  № _________

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по составлению портфолио

Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие «портфолио», пришедшее в образование и науку из политики и бизнеса: каждому знакомы понятия министерский портфель, портфель инвестиций и т.д. Таким образом, в сфере образования появились следующие понятия — «портфолио педагога», «педагогический портфель» или для нас проще и понятнее — «методическая копилка воспитателя».

Портфолио — совокупность документов, материалов, относящихся к моей профессиональной деятельности, и мой анализ результатов моей работы.

Портфолио — это некоторое количество работ, раскрывающих отдельные аспекты деятельности, тем самым, формирующих полную картину.

Портфолио — это своеобразное «досье достижений» человека.

Портфолио — одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форм, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания.

Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, в том числе с пометками автора, и рукописные материалы).

По принадлежности (авторству) —  может быть:

— портфолио дошкольного учреждения;

— портфолио коллектива (педагогического, творческого, детского).

— портфолио педагога;

— портфолио дошкольника;

— портфолио семьи.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценки, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.

С ЧЕГО  ЖЕ НАЧАТЬ СОСТАВЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО?

1. Определение цели. Необходимо четко определить для себя цель создания портфолио.

Информировать коллег о своих навыках и умениях;

-ведение отчетности;

-накопление и систематизация опыта;

-объективная оценка профессиональных умений;

-подведение итогов работы;

-повышение самооценки;

-помощь в аттестации, в получении более высокой категории, более высокой должности, при участии в конкурсе.

Возможно, что портфолио одновременно выполняет несколько целей.

2. Определение структуры портфолио. Например, раздел «Общие сведения о педагоге» обязателен для каждого портфолио, но рубрики в нем могут быть разные: в одних случаях это автобиография, в других — резюме, может быть эссе «Мое педагогическое кредо» либо рубрики «Я —  глазами детей», «расскажите обо мне», «Моя семья», «Генеалогическое дерево» и т.д. Содержание рубрик помогает раскрыть автора с лучшей стороны.

3. Определение времени работы над портфолио, места хранения. Одним из условий является удобство хранения, поэтому портфолио не должен превращаться в «бабушкин сундук». Хранить портфолио можно в группе, дома, в методическом кабинете, главное — удобство хранения, свобода доступа и возможность для внесения изменений, новых материалов.

4. Сбор материалов.

5. Оформление портфолио. Несмотря на то, что внешний вид портфолио не оценивается, он имеет большое значение. Портфолио отражает индивидуальность автора, его творческие способности, креативность, мастерство.

6. Презентация портфолио. Презентация — это итог работы, она должна быть продумана в соответствии с  видом и целью. Это может быть защита материалов, выступление на методическом объединении презентация портфолио может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера Power Point, слайд-шоу. Цель презентации это не сокращенное изложение разделов портфолио, а представление основных результатов проделанной работы за определенный период времени. Показатели качества презентации: соответствие содержания презентации содержанию портфолио; выделение основных результатов деятельности педагога; качество изложения материала.

7. Оценка Портфолио.

ТРЕБОВАНИЯ  К ОФОРМЛЕНИЮ ПОРТФОЛИО

— систематичность и регулярность самомониторинга (сбор и наполнение материалов в соответствии с разделами Портфолио осуществляет работник в течение всей своей деятельности.);

— аккуратность и эстетичность оформления;

— целостность, тематическая завершенность представленных материалов;

— собранные материалы датируются, разбиваются на разделы, полученные разделы озаглавливаются.

ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Цель: обеспечить информацией об эффективности деятельности сотрудников, родителей и детей.

Задача: отразить достижения ДОУ за определенный период.

Может быть представлено родителям вновь поступающих детей, на родительских собраниях, на городских семинарах, во время аккредитации учреждения.

Периодичность заполнения1 раз в квартал

Место хранения — кабинет заведующей.

В портфолио детского сада обязательно должны быть следующие разделы:

— визитная карточка (фирменный информационный буклет, официальные документы, рекламки ДОУ, используемые программы, сведения о педагогических кадрах, внешние связи, историческая справка…)

— информация об имеющихся условиях и услугах (описательный рассказ, фоторепортаж, коллаж.)

— документы, подтверждающие достижения и успехи ДОУ (грамоты, сертификаты, благодарственные письма, награды…)

— научно-методическая работа (опыт работы, наличие авторских программ, участие в конкурсах, выставках, в окружных, городских, краевых семинарах, публикации…)

— публикации  о ДОУ в  средствах массовой информации

— отзывы, пожелания коллег, родителей, гостей.

Варианты оформления портфолио могут быть различными, как и названия разделов, рубрик.

ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА

Слагаемые успеха учреждения — это профессиональное развитие педагогов.

Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения. Возможно, в этом ему сможет помочь подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста.

У педагога должно быть «досье успехов», в котором отражается все важное, интересное и достойное из того, что происходит в его профессиональной жизни

Портфолио педагога — индивидуальная папка, в которой зафиксированы, накоплены его личные профессиональные достижения в воспитательно-образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования за определенный период времени (обычно за последние 5 лет). Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио удобно использовать для оценки уровня профессионализма работника при его аттестации.

Специалисту, претендующему на более высшую квалификационную категорию, необходимо отразить в своем «Портфолио» информацию, показывающую, что он действительно достиг более высокого уровня в своем профессиональном развитии.

Создание портфолио позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценки успешности педагога.

Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение педагога предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику.

Практическая значимость портфолио

Ø      Аттестация
Ø      Лицензирование, аккредитация ОУ
Ø      Систематизация деятельности педагога
Ø      Стимулирующий фактор (надбавки и поощрительные выплаты)
Ø      Прохождение конкурса
Ø      Устройство на работу на вакантную должность
Диагностика профессиональной деятельности позволяет
педагогу:
-реально представить результаты своего труда
-увидеть свои резервы
-иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию
администрации:

-осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагога.

Портфолио может быть оформлен в виде папок, картотек, портфелей, сайта, то есть предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива, при единственном требовании — удобство хранения.

Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей педагога. Важно, чтобы педагог проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.  Достойное портфолио педагога — это показатель его профессиональной компетенции.

Существует несколько типов портфолио: портфолио документов, отзывов, работ  и комплексный, включающий все эти типы.

Портфолио документов — это сертифицированные (документированные) достижения, которые  включают в себя:
§        информация об авторе;
§        представление результатов деятельности;
§        отображение особенностей личности автора портфолио.
Портфолио работ — это материалы, отражающие основные направления и виды деятельности:
§        описание основных форм и направлений творческой активности;
§        разработки педагога.
Портфолио отзывов — характеристики отношения педагога к различным видам деятельности представляются в виде текстов:
§        заключений;
§        рецензии;
§        рекомендательных писем;
§        резюме;
§        отзывов о работе в творческом коллективе и др.

Отзывы включают в себя характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные администрацией ОУ, коллегами, родителями, а также самоанализ деятельности педагога: отзыв о творческой работе, выступлении на конференциях, педагогических чтениях, педсовете и др., рецензия на статью, методический отзыв о проведенных открытых занятиях, заключение о качестве выполненной работы (творческой, исследовательской), резюме, подготовленное педагогом, с оценкой собственных профессиональных достижений.

Результаты экспериментов показали, что наиболее эффективными и востребованными являются комплексные модели портфолио

Многочисленные вопросы возникают в связи с содержательностью портфолио: Какие источники информации использовать? Сколько работ требуется собрать в портфолио? Как интерпретировать содержательность работ, входящих в портфолио? Какая информация более ценна? Действительно ли она более ценна, и при каких условиях?

Существуют различные подходы к построению портфолио педагогов. Предлагаем  наиболее оптимальную структуру.

u   Титульный лист

u   Содержание

u   Раздел I Общие сведения о педагоге

Это визитная карточка, резюме. Ф.И.О. педагога, дата рождения, образование, специальность, полное название образовательного учреждения, в котором работает педагог, должность, стаж работы, педагогический стаж, квалификационная категория, имеющиеся награды, жизненная позиция (девиз), личная подпись педагога. В правом верхнем углу титульного листа помещается фотография произвольных размеров и характера. Так же этот раздел может содержать дополнительную информацию о себе, своих увлечениях, хобби, которая не отображена в официальных документах или творческих работах. Прилагаются копии дипломов, удостоверения курсов повышения квалификации.

u   Раздел II Достижения педагога

В этом разделе помещаются все имеющиеся у педагога сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения: грамоты, благодарственные письма, сертификаты, дипломы за участие в конкурсах, отзывы коллег, родителей, гранты (документы о получение) и т.д.

u   Раздел III Научно-методическая деятельность

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Результаты работы по самообразованию, обобщению опыта, выступления, участие в конференциях, «круглых столах», семинарах, мастер-классов, методических объединениях, участие в экспериментальной работе, профессиональных конкурсах и др.

(сценарии открытых занятий  и их анализ;  материалы выступлений, тексты докладов на городских (районных) семинарах, методических объединениях;  публикации, иллюстрирующие педагогический опыт, статьи в газетах, журналах, на сайтах; разработка авторских программ.)

В разделе могут быть помещены фотографии, презентации, демонстрирующие деятельность.

u   Раздел IV Методическое оснащение образовательного процесса

Это коллекция лучших методических наработок: планы, методические рекомендации, сценарии мероприятий, разработанные педагогом раздаточный, дидактический материалы, картотеки игр, упражнений, пособия, тесты, мультимедийные разработки педагога (презентации). Предметно-развивающая среда  (фото).

u   Раздел V Результаты педагогической деятельности / Достижения воспитанников

  • анализ заболеваемости детей за последние 3 года;
  • уровень развития детей;
  • уровень освоения программы воспитанниками;
  • результаты участия в конкурсах, выставках и др.

ПОРТФОЛИО  ДОШКОЛЬНИКА

Личностно-ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Идея самоценности дошкольного детства и создания условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком побудила педагогов к поиску содержания, средств и педагогических технологий, позволяющих ему реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.

Портфолио дошкольника — это первый шаг в откры­тии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разоча­рований, открытий большого мира через призму детского восприя­тия. В живом общении с близкими ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.

Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положи­тельных эмоций, возможность еще раз пережить приятные момен­ты своей жизни.

Самому ребенку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения с взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальную компетентность, развивает субъектность и адаптивность в каждом ребенке.

Портфолио дошкольника во многом отличается от портфолио учащегося. Самое главное отличие в том, что, ввиду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется посто­янная помощь взрослых.

Работа по портфолио дошкольника основана на признании индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, в разнообразии интересов, качестве познавательных процессов. Все эти парамет­ры можно проследить, создавая условия для личностно-делового общения с ним, отдавая предпочтение наблюдению как основному методу изучения личности ребенка.

Портфолио дошкольника — это собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родите­лями, воспитателями. В ней он выразил свои интересы, жела­ния, мечты.

Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, это позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.

Принципы работы:

Первый принцип — единство всех сфер духовной жизнедеятельно­сти ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуни­кативной. Необходимо осторожно развивать сознание и личность ребенка, поскольку именно сознание и Я должны держать в равно­весии все атрибуты души: познание, чувство и волю.

Второй принцип — это совместная деятельность и общение взрослого и ребенка как движущая сила развития. Общение при организации данной работы должно быть целенаправленным, последовательным, разумным и ненавязчивым. Оно должно быть средством воспитания и развития не только ребенка, но и взрос­лого и дарить огромную радость обоим. Основой такого обще­ния становится взаимный поиск пути друг к другу и к контакту с внешним миром, который опирается не на нотации, замеча­ния, нравоучения, а на совместное переживание минут радости, огорчений,  открытий.  Особая  атмосфера такого взаимодей­ствия позволяет раскрыть и развить потенциальные возможности маленького человека, его скрытые творческие силы и лучшие человеческие качества.

Этапы работы над портфолио дошкольника:

1 этап. Постановочный.

Приступая к реализации технологии портфолио, необходимо определить цель его создания, можно разработать «Положение о портфолио дошкольника», где будут определены функциональные обязанности участников образовательного процесса.

В одних дошкольных учреждениях портфолио составляют под руководством воспитателя, и хранится он в группе, в других — под руководством специалистов дошкольных учреждений (педагогов по изодеятельности, педагогов-психологов, воспитателей по театрализованной деятельности и др.), в-третьих, портфолио составляется родителями и детьми, хранится в основном дома.

Структуру портфолио (какие страницы, их название и др.) опре­деляют дети и взрослые совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей. Важно научить взрослых, а осо­бенно родителей, наблюдать за своим ребенком, замечать изме­нения, записывать все новое. Странички портфолио «Я уже боль­шой», «Я — исследователь», «Пробую, думаю, говорю», «Смешные истории» помогут зафиксировать интересные выражения, слова, размышления, высказанные детьми.

При обсуждении с детьми, как должен выглядеть портфолио, необходимо обратить их внимание на следующие моменты: на какое время он рассчитан, как долго будут собираться материалы, как часто пополняться, в какое время и когда будут рассматриваться и анализироваться. Продумать титульный лист, обложку; возможно, что все портфолио будет сопровождать эмблема или логотип группы, детского сада. Обсудить с детьми, какие будут разделы, предложить им на выбор различные варианты.

2 этап. Поисковый

2.1. Сбор информации.

Как показала практика, оформление портфолио различно, особенно индивидуальны портфолио, составляемые с родителями. Папы и мамы, увлеченные идеей портфолио, не только по-иному видят своего ребенка, восхищаясь и радуясь его успехам, но и открывают новые таланты у себя. Так появляются электронные портфолио, стихотворные подписи к фотографиям, рисунки и пр.

Внедряя портфолио в деятельность дошкольного учреждения, педагог должен предложить варианты разделов и рубрик, продумать возможное их содержание. В ходе работы могут появиться новые рубрики, предлагаемые детьми или взрослыми на основе интересных событий или проявлений ребенка. В период сбора информации необходимо консультирование всех участников.

2.2. Индивидуальная работа с детьми.

Работа с портфолио может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой. В последнем случае дети имеют возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами.

При работе с портфолио педагогу необходимо грамотно и правильно строить беседу, продумать вопросы к ребенку при работе с каждой страничкой. Приведем примеры бесед с детьми при оформлении отдельных страничек портфолио.

2.3. Взаимодействие с родителями.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в этом непростом деле. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

2.4. Консультации с педагогами.

Еще один немаловажный момент: в данной работе особенно важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ.

Педагог-психолог помогает педагогам и родителям в организации индивидуального подхода к ребенку. Использование диагностики социально-личностного развития ребенка «Лесенка», «Дерево», «Моя семья» позволяет выявить самооценку ребенка, его мнение о своем месте в социальном окружении, уровень его эмоционального благополучия, что немаловажно для становления личности ребенка.

Социальный педагог помогает в организации индивидуальной работы с семьей, а также следит за межличностными отношениями ребенка в группе детей через проведение социометрического обследования, что позволяет проследить развитие коммуникативных и организаторских способностей детей, а также вовремя заметить проблемы ребенка в общении.

Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре помогают в создании условий для развития детского творчества в физической, музыкальной, театральной деятельности.

Педагоги дополнительного образования дают родителям советы по созданию условий в семье для проявления творческой активности в разных видах деятельности, а также по организации семейного досуга как средства сближения интересов взрослых и детей. Для детей в ДОУ организуются разные виды творческих конкурсов, спортивных соревнований, в которых они могут оценить себя и своих товарищей.

Однако взаимосвязь специалистов возможна только при четком понимании каждым своей роли в формировании портфолио. Основными проблемами внедрения технологии «Портфолио» являются: в первую очередь неготовность участников образовательного процесса к работе с портфолио, неподготовленность воспитателей, как моральная, так и профессиональная, к координации деятельности по введению и оформлению портфолио дошкольника. Поэтому на протяжении сбора информации необходима консультативная поддержка педагогам.

3 этап. Заключительный.

Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспи­тателя: часто она бывает заниженной, завышенной или критич­ной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей.

Наблюдения, осуществляемые взрослыми, должны быть не навяз­чивыми, не назойливыми, а заинтересованными в раскрытии творческого потенциала малыша. Умению наблюдать необходимо, учиться как родителям, так и педагогам. С этой целью проводятся с родителями семинары-практикумы, беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, так как в данном деле в центре внимания находится ребенок.

Портфолио дошкольника — это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаи­модействия педагогов между собой, педагогов и родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это пода­рок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливых детских годах.

В работе с дошкольниками можно использовать электронный портфолио и портфолио-раскраску.

Электронный портфолио является одним из новых видов. Это портфолио, основанный на применении современных информационных технологий. Использование программы Power Point позволяет быстро выполнить яркое, красочное портфолио со спецэффектами и возможностью использовать аудио- и видеозаписи. Это привлекает ребенка. Электронный портфолио мобилен, его можно быстро изменять, вносить новое. Современные родители больше готовы к данному виду, нежели традиционному.

Существует много преимуществ, но стоит отметить и проблемы: во-первых, не все педагоги владеют компьютерными технологиями и могут дать качественную консультацию в этих вопросах; во-вторых, в дошкольных учреждениях, а в особенности в группах, нет компьютеров, а значит, нет постоянной возможности поделиться с друзьями своими достижениями и открытиями; в-третьих, работа по созданию такого портфолио увлекает детей настолько, что они проводят большое количество времени за компьютером, а это небезопасно для их здоровья. Все это следует учитывать при внедрении электронного портфолио.

Портфолио-раскраска. Не всегда у педагогов, родителей хватает времени, умений для помощи в оформлении детского портфолио. Портфолио-раскраска в определенной степени способна облегчить труд взрослых. Странички портфолио можно отксерокопи­ровать, предложить выбрать детям, раскрасить. У детей создаются определенный настрой, желание. Однако не стоит забывать, что это только начало работы, самое главное — заполнить рубрики информацией.

С КАКИМИ ОШИБКАМИ ВЫ МОЖЕТЕ СТОЛКНУТЬСЯ

Сбор только документов «с печатями». Часто случается так, что авторы-составители портфолио считают, что собирать следует только официальные документы (дипломы, сертификаты, свидетельства, удостоверения и т.д.) которые выдаются официальными органами образования. При этом игнорируются творческие работы,  самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д. Но сама суть портфолио — осознать необходимость получения разнообразной и разносторонней информации о деятельности. Главное — способность автора продемонстрировать свои возможности и достижения с разных сторон. Выбранная самим творческая работа, конспект проведенного мероприятия, отзыв родителя и пр. могут быть не менее значимым, чем официальный документ с печатью.

Превращение портфолио в архив всех прошлых достижений автора. К примеру, понятно желание педагога включить в портфолио имеющиеся у них документы и материалы за всю профессиональную деятельность, однако аттестационное портфолио должно показать рост профессионализма с момента последней аттестации.

Сбор материалов только последнего времени. Это другая крайность, когда автор собирает документы исключительно за год или даже за несколько месяцев.

Отсутствие систематичности. Портфолио как разовая акция. В этом случае исчезает сама идея портфолио. Портфолио подразумевает систематическую работу, постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов, иначе нет смысла начинать работу.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  И  РЕКОМЕНДУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

Журнал «Управление ДОУ» 2006г. № 2 «Портфолио педагога дошкольного образовательного учреждения»

Журнал «Управление ДОУ» 2007г. № 7 «Использование портфолио в педагогической деятельности»

Журнал «Обруч» 2005г. № 6 «Портфолио дошкольника»

Журнал «Обруч» 2005г.  № 4 «Коллаж интересов»

Журнал «Обруч» 2007г.  № 4 «Портфолио успеха»

Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ» 2008г. № 7 «Создание портфолио»

Журнал «Дошкольное воспитание» 2007г. № 12 «Родословная в детском саду: история и образ семьи»

Журнал «Дошкольная педагогика» 2008г. № 6/август «Портфолио как новая форма оценки профессиональной деятельности педагога ДОУ»

Журнал «Дошкольная педагогика» 2004г. № 4/июль-август «Имидж детского сада глазами ребенка, родителя и сотрудников ДОУ»

Категория: Аттестация

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять