МБДОУ д/с № 24

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24

Uc browser

Работа по ОПК в ДОУ

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «БЛАГОВЕСТ»

За последние годы Русская Православная Церковь получила возможность заниматься воспитанием детей, начиная с самого раннего возраста. Во многих регионах России созданы православные дошкольные учреждения и группы на базе государственных детских садов.

Православное воспитание имеет целью:

  • — пробудить личность ребёнка, направить к познанию Бога в его реальности, сформировать религиозные чувства;
  • — воспитывать у детей чувство благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и другим людям, учить их бережному отношению к окружающему миру – великому творению Господа;
  • — способствовать развитию творческих способностей, умственному и физическому совершенствованию ребёнка.

Воспитатели и педагоги, занимающиеся православным воспитанием, должны быть глубоко верующими воцерковлёнными людьми, всегда справедливыми; должны любить детей и уметь приобрести их взаимную любовь, поскольку религиозные чувства развиваются благодаря любви и вере.

Важное значение имеет знание возрастных особенностей детей дошкольного возраста, в котором условно выделяют три периода. Для каждого из них характерен свой уровень физического и умственного развития, духовные, познавательные возможности, особенности  общения со взрослыми и сверстниками.

Программа построена по возрастному принципу. В ней выделены разделы воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, для каждого из которых рассматриваются следующие темы:

  • — «Ребенок и окружение»;
  • — «Бог – творец мира»;
  • — «Молитва – общение с Богом»;
  • — Церковь – дом Божий;
  • — Божии Заповеди;
  • — Новый Завет – жизнь Иисуса Христа;
  • — Церковные праздники;
  • — Жития святых;
  • — Дни Ангела детей.

I. Православное воспитание детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Младший дошкольный возраст – один из самых сложных периодов в жизни ребёнка. К этому времени ребёнок освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, овладел активной речью, получил определённый опыт общения с взрослыми. Всё это явилось базой для осознания ребёнком собственных возможностей и ощущения потребности в самостоятельной деятельности. Этот период психологи называют кризисом трёх лет, когда ребёнок проявляет нетерпимость к опеке взрослого, стремится настоять на своём, остро реагирует на любое порицание, проявляет большую настойчивость в достижении цели.

1. Ребёнок и его окружение. Уточняют понятие «близкие люди» (отец, мать, братья, сёстры, другие родственники), даются представления о непосредственном окружении (дом, двор, улица, город, страна), прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками.

2. Бог – Творец мира. Воспитатель помогает ребёнку почувствовать ощущение постоянного присутствия Бога, что создаётся всей обстановкой в детском саду и дома. Детям преподносятся короткие рассказы на духовные темы.

3. Молитва – общение с Богом. Дети заучивают доступные и понятные им молитвы: «Господи, помилуй!», «Господи, благослови!», «Слава Тебе, Господи!», учатся совершать крестное знамение.

4. Церковь – дом Божий. Дети посещают Церковь вместе с родителями. Посещение Храма должно быть непродолжительным и неутомительным.

5. Первые представления о Священной Истории. Детей знакомят с простыми и доступными их пониманию библейскими рассказами.

6. Знакомство с Божьими Заповедями. Изучение Божьих Заповедей для детей 3-4 лет ещё недопустимо. Основные их положения преподносятся детям в процессе повседневного воспитания (любовь к ближнему, жалость к слабому, неприятие зла).

7. Новый Завет – жизнь Иисуса Христа. Детям преподносятся краткие сведения из Нового Завета, показываются лики Иисуса Христа, Божьей Матери, святых.

8. Церковные праздники. Для детей отмечаются такие праздники, как Рождество Христово и Пасха, в проведении которых желательно участие священнослужителей. Продолжительность праздника должна быть не более 25-30 минут. Заканчиваются праздники  трапезой с приглашением родителей и родственников.

9. Жития святых. С житием святых детей знакомят в форме кратких рассказов и показа соответствующих рисунков.

10. Дни Ангела детей. День Ангела – праздник индивидуальный для каждого ребёнка. Его поздравляют не только члены семьи, но и воспитатели и дети группы, дарят подарки, проводят совместную трапезу.

II. Православное воспитание детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Пятый год жизни является периодом интенсивного физического и психического развития. Дети активно овладевают связной речью, могут рассказывать небольшие рассказы, вспоминать о событиях личной жизни. У детей формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развивается чувство ответственности за порученное дело, продолжают развиваться религиозные чувства, любовь к Богу.

1. Ребёнок и его окружение. У детей расширяют представления о семье и близких, их непосредственном окружении (дом, двор, улица, город, страна).

2. Бог – Творец мира. Детям рассказывают о сотворении мира, жизни первого человека в Раю, любви Бога к людям и др.

3. Молитва – общение с Богом. Детей подводят к восприятию молитвы как личной беседы с Богом, заучивают более сложные молитвы:« Во имя, Отца, и Сына, и Святаго Духа!», «Господи, спаси и сохрани!», «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!», «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

4. Церковь – дом Божий. Дети знакомятся с Храмом, его устройством, убранством, церковной утварью, иконами, фрезками. Посещают дети Храм как вне службы, так и  во время Богослужения.

5. Первые представления о Священной Истории. С детьми начинают постепенное изучение основных историй Ветхого Завета, рассказывая о заботе Бога о людях, Его любви к ним (Великий потоп, Ноев ковчег).

6. Знакомство с Божьими Заповедями. Детям даются представления о главных Заповедях Божиих, особенно о пятой – «Чти отца своего и мать свою…», шестой – «Не убий» и восьмой «Не укради».

7. Новый Завет – жизнь Иисуса Христа. Детям дают представления о земной жизни Иисуса Христа (Рождество Христово, Крещение Господне, любовь Спасителя к детям, исцеление больных и др.).

8. Церковные праздники. С детьми отмечают такие праздники, как Рождество Христово, Пасха, Троица; желательно присутствие священника, родителей, приглашённых гостей. В конце праздника устраивается совместная трапеза.

9. Жития святых. Детей знакомят с именами и житием наиболее известных своими подвигами  и деяниями святых —  прп. Сергий Радонежский, прп. Серафим Саровский и др.

10. Дни Ангела детей. Для каждого ребёнка организуется праздник в честь его Ангела – хранителя. Дети готовят для именинника подарки. На праздник приглашаются родители и близкие родственники, устраивается праздничная трапеза.

III. Православное воспитание детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Дети старшего дошкольного возраста достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают всеми видами мышечной деятельности, отличаются большой подвижностью, достаточной выносливостью. Речь становится правильной и грамотной, расширяется словарный запас, появляется умение составлять небольшие рассказы. Дети этого возраста уже способны управлять своим поведением. Формирование у них религиозных чувств основывается не только на эмоциях, но и на определённых знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости.

1. Ребёнок и его окружение. Детям дают более расширенное представление об окружающей их среде, близких людях, предках, родной природе, Родине, её прошлом и настоящем.

2. Бог – Творец мира. С детьми закрепляют знания о том, что Бог сотворил мир и всё в нём, сообщают сведения о силах добра  и зла (Ангелы-хранители и бесы-искусители), развивают стремление к доброте, правдивости, добродетели.

3. Молитва – общение с Богом. Дети заучивают такие молитвы, как «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе!», «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся!» и др. Возможно обращение к Богу своими словами.

4. Церковь – дом Божий. Во время посещения Храма дети продолжают знакомиться с его устройством, отдельными частями, убранством, присутствуют на церковных службах, принимают участие в Таинствах. Исключительное значение имеет событие первой исповеди, к которой, как правило, приводят детей 7-летнего возраста.

5. Первые представления о Священной Истории. Знакомство со Священной историей Ветхого Завета осуществляется в виде рассказов о сотворении мира, мире видимом и невидимом и др.

6. Знакомство с Божьими Заповедями. Детям даются представления, как Бог через пророка Моисея дал людям Свой Божественный Закон – десять Заповедей о том, как любить и почитать Бога, любить ближних. Особый акцент делается на пятой, шестой, восьмой Заповедях.

7. Новый Завет – жизнь Иисуса Христа. Детей знакомят с жизнью Иисуса Христа, в том числе с повествованиями о Его искупительных страданиях и смерти, Воскресении и Вознесении Христовом. Рассказывают о содержании проповеди Христа, апостолах – учениках Спасителя, о создании Евангелия.

8. Церковные праздники. С детьми отмечают Рождество Христово, Пасху, Троицу, а так же Святки, Крещение Господне и другие праздники в соответствии с годичным богослужебным кругом. Детям даётся понятие о посте.

9. Жития святых. Детей более подробно знакомят с житиями святых: прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского, святителя Николая-чудотворца.

10. Дни Ангела детей. Детям даются понятия об Ангелах-хранителях, данных при крещении. В честь каждого именинника устраивается праздник, преподносятся подарки, организуется совместная праздничная трапеза.

Задачи и содержание:

  • — дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях;
  • — познакомить с историей Ветхого и Нового Завета, развитием христианских церквей;
  • — изучить историю Русской Православной Церкви и её роль в жизнь России, способствовать формированию интереса к истории православия, воспитывать любовь и уважение к Родине: её народу, культуре, святыням;
  • — дать знания о Православной Церкви и Православном Храме, способствовать активному освоению детьми православного искусства;
  • — приобщить детей к нравственным устоям Православной культуры и на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов Церковного и Православного искусства помочь детям в раскрытии для себя лично смысла высоких нравственных ценностей Православного христианства, сформировать у детей позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющихся сегодня в опустелых душах потерявших веру людей. Для этого дать детям твёрдые ориентиры добра, истины, любви в образцах Православной жизни на основе веры, надежды, любви; научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению решать конфликты;
  • — ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.

Возрастные особенности предполагают многообразие форм, методов и средств обучения. Среди форм обучения, наряду с занятиями должны быть и посещения Храмов, экскурсии в знаменитые Монастыри и к Святыням, помощь нуждающимся людям, забота о младших и др.

Столь же важно не ограничить методы обучения только словесным изложением материала, но продуктивно использовать самые активные методы обучения, включить детей в процесс изучения Православной культуры, используя самые разные виды детского творчества: рисунки, пение и т.п.                           Многообразным должны быть и средства обучения. Так, изучение книг Ветхого и Нового Заветов вводит детей в мир великих истин и современных идей, высочайших нравственных идеалов. В художественной форме предлагает читателям увлекательные исторические и бытовые сюжеты. Знакомит с историей, обычаями. Кроме книг Священного Писания предполагается использовать исследования по истории Православия, образцы житийной литературы. При этом особое внимание надо обратить на житийную литературу, любимое чтение в Древней Руси, потому что в жизнеописаниях святых мы найдём примеры моральных исканий человека и проявления его гражданской сути: защита Отечества – святые князья Дмитрий Донской и Александр Невский, просвещение – Сергий Радонежский. Непреходящее значение имеют эти труды и с точки зрения формирования нравственных устоев подрастающего человека.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ «БЛАГОВЕСТ» (для детей 5-7 лет)

ЦЕЛЬ работы:

1. Пробудить личность ребёнка, направить к познанию Бога, помочь убедиться в Его реальности, сформировать религиозные чувства.

2. Воспитывать у детей чувство благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и другим людям, учить их бережному отношению к окружающему миру – великому творению Господа.

3. Способствовать развитию творческих способностей, умственному и физическому совершенствованию ребёнка.

ЗАДАЧИ:

1. Дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях.

2. Познакомить с историей Ветхого и Нового Завета.

3. Способствовать формированию интереса к истории Православия, воспитывая любовь и уважение к Родине: её народу, культуре, святыням.

4. Дать знания о Православной Церкви, Православном Храме, способствовать активному освоению детьми Православного искусства.

5. Приобщить детей к нравственным устоям Православной культуры. Дать детям твёрдые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви.

Сентябрь

1. «Мир вокруг нас» (беседа)

2. «Постарайся добрым быть всегда». Чтение сказки «Кузнечик и черепаха» (из книги «Добрые сказки»).

3. Заучивание наизусть стихотворения «Небесный колокольчик» (из книги «Небесный колокольчик»).

4. Рассматривание иллюстраций с изображением храмов.

Октябрь

1. «Бог – Творец мира» (рассказ воспитателя). Заучивание наизусть стихотворения «Бог» (из книги «Православная азбука»).

2. Беседа о непосредственном окружении детей.

3. Заучивание наизусть стихотворения «Облака» (из книги «Небесный колокольчик»).

4. «Жизнь первых людей в Раю» (чтение «Библии для детей»).

Ноябрь

1. Экскурсия в Свято-Никольский храм.

2. Знакомство с иконами с изображением Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы.

3. Беседа о вежливости. Заучивание наизусть стихотворений из книги «Волшебные слова».

4. Чтение рассказа «Господь всё видит» (из книги «Господи, благослови!»).

Декабрь

1. «Ангел-хранитель – кто это?» (рассказ воспитателя, беседа).

2. «Молитва – общение с Богом». Заучивание коротких молитв.

3. рассказ воспитателя о Рождестве Христовом.

4. Изготовление подарков к Рождеству.

Январь

1. «Рождественская ёлка» в Свято-Никольском храме».

2. «Рождественская сказка» (выступление детей с Воскресной школы).

3. Беседа с протоиереем Георгием.

4. Повторение ранее выученных стихов.

Февраль

1. «как Иисус Христос помогал людям. Чудеса Господни».

2. Житие святых (чтение рассказов из книги «Сердце милующее»).

3. Беседа с иереем Ярославом.

4. «О всемирном Потопе» (чтение «Библии для детей»).

Март

1. Заучивание наизусть стихотворения «Мама» (из книги «Милая мама»).

2. Слушание сказки «Как Кроша Зёрнышкин научился быть добрым», беседа о доброте.

3. Беседа с иереем Ярославом.

4. Чтение «Библии для детей».

Апрель

1. Рассматривание икон Святых, рассказ воспитателя об Их житие.

2. Изготовление Пасхальных яиц.

№. Беседа с иереем Ярославом.

4. Празднование Пасхи. Экскурсия в Свято-Никольский храм.

Май

1. Заучивание наизусть стихотворения «Божий мир» (из книги «Небесный колокольчик»).

2. Чтение «добрых» рассказов из книги «Зёрнышки».

3. Беседа с иереем Ярославом.

4. Итоговое занятие.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольное воспитание, как и вся Россия, начиная с 90-х годов ХХ века, вошло в полосу преобразований. Главным фактором перемен стали изменения не только на внешнем уровне, но и в нас самих: взрослых и детях. К сожалению, для нашего времени оказались характерными  такие деформации личности, как эгоцентризм, агрессивность, замыкание на «вещизме» или писсемистический, пассивный и даже пугливый взгляд на жизнь. В этой ситуации в работе с детьми стал всё очевиднее проявляться огромный воспитательный и образовательный потенциал русской культурной традиции. Не легко в основе работы детского сада следовать этой великой традиции в её вневременном содержании, которое и сегодня, и завтра будет актуально, так же, как и много лет назад. Направление такой работы можно было бы обозначить, как «развивающая педагогика на основе русской культурной традиции». При этом важно, что её огромный духовно-нравственный потенциал используется для формирования в детях внутренних побудительных мотивов к активной умственной и прикладной деятельности, коллективной ориентированности и социальной адаптации, совестливости. В целом это означает возможность воспитания гармоничной личности, а значит, и профилактики многих негативных тенденций, ставших, к сожалению, характерными для современного общества.                                    Очевиден уникальный потенциал именно дошкольного возраста, как периода формирования творческой личности, характера. И дело тут не только в том, что именно в этом возрасте можно эффективно развивать потенциальные возможности личности, а в том, что в более позднем возрасте они отчасти утрачиваются, чем-то сковываются. Всё, что должно быть сформировано в «детсадовском возрасте», наверстать в школе практически невозможно. Именно от этого потенциала в большей степени зависят и школьные, и дальнейшие жизненные успехи или неудачи человека. Именно ранний возраст в силу непосредственности эмоциональных реакций характеризуется наибольшей открытостью, поэтому важно ещё в дошкольный период создать фундамент нравственной личности.  В условиях современных детских садов или школы невозможно воспроизвести исторический тип народного воспитания, т.к. бессмысленно пытаться воссоздать уклад жизни традиционной семьи или социальные взаимосвязи. Однако, вполне доступно использовать методы этого воспитания, адаптируя их к нынешним условиям. Главная задача детского сада в данном направлении – заложить основы становления духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Раскрытие заложенного в ребенке потенциала полностью возможно через включение в культуру собственного народа, его традиции и обряды.   В работе детского сада главной целью является целостное гармоничное развитие ребёнка. Это означает создание предпосылок или, точнее, фундамента для формирования личности человека духовно богатого, высоконравственного, развитого как физически, так и интеллектуально. Специфика дошкольного возраста   выдвигает на первый план не только приобретение суммы знаний и освоение навыков, но и, самое главное, — развитие и придание систематического характера естественной детской потребности к саморазвитию, творчеству и превращении такой потребности в привычку.Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. По данным последних социологических исследований, около 80 % россиян считают себя православными. Точнее, можно сказать, что мы живём в православной стране, где подавляющая часть граждан крещена, но не просвещена. Анализ сегодняшней ситуации показывает, что усиливается разобщённость людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, теряется смысл жизни, нарастает форма дивиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Многие семьи растеряли значительную часть национальных русских традиций домостроительства. Сейчас мамы нечасто учат дочерей шить, вязать, предпочитая на последние рубли купить обновки. Отцы редко учат сыновей учат мастерить, быть сильными и великодушными, уметь защищать семью и Родину. Мы забыли, как отмечать церковные праздники, не знаем, что подарить и как поздравить с именинами, не умеем утешить в горе, а, переступая порог храма, чувствуем себя беспомощными. Всё это создаёт почву различным предрассудкам и суевериям. По словам русского церковного писателя священника Алексея Ельчанинова: «За религию у нас часто принимают смесь детских воспоминаний, сентиментальных чувств, испытываемых иногда в церкви, да крашеных яиц и кулича на Пасху». Всем понятно, что для России любые попытки двигаться в нетрадиционном направлении, чреваты деградацией общества и засильем чуждых идеологий. И если современные русские дети ничего не будут знать о Православии, то слишком досадно будет осознавать то, что и это поколение с видом иностранцев будет ходить по древним монастырям с экскурсоводом, уподобившись «Иванам, не помнящим родства».  Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка – питании его души.Частью духовно-нравственного воспитания является православное воспитание. В МБДОУ д/с № 24 станицы Кавказская, в старших группах работа по «ОПК» ведётся в форме кружка. В своей работе я опираюсь на «Примерную программу православного воспитания детей дошкольного возраста», опубликованную в журнале «Дошкольное воспитание». На её основе мной была написана модифицированная программа по православному воспитанию. Программа построена по возрастному принципу. В ней выделены разделы воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольных возрастов, для каждого из которых рассматриваются темы. Мы работаем в тесном контакте с настоятелем Свято – Никольского Храма протоиереем Георгием, иереем Ярославом, преподавателями  «Воскресной школы», которые помогли мне при составлении перспективного плана, программы, оказали помощь в подборе литературы. В деле православного воспитания ребёнка большое значение имеет работа с семьёй, которая рассматривается как Малая Церковь.  Особенно важно соблюдать принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду, главным условием которого является включение родителей в жизнь работы по православию в детском саду, чтобы семья и образовательное учреждение не заменяли, а дополняли друг друга.

Категория: Образование

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять