Подготовила : Кулиева М.Х
Дата проведения: июль
2023-2024 г
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Сухомлинский В.А.
Дошкольный возраст – замечательный ступень в жизни каждого человека. Это время, когда формируются мотивации, желание что – то делать, выражать себя, творить, общаться. Всё это случается в своей активности ребёнка – в игре, рисовании, конструировании, танцах, песни. Все психологи единодушно утверждают: без игры невозможно нормальное развитие ребёнка. А в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет игра является основной деятельностью, т. Определяет формирование ребёнка и закладывает основы его будущего становления. Игра – школа общения. Основным договором возникновения ролевой игры является наличие отношений между людьми. В игре малыш примеряет на себя свежие роли, учится жизни. Игра рождается не вследствие каких-то внешних предпосылок (игрушки, возраст), а благодаря внутренней необходимости в ней, потребности в освоении человеческих отношений. Характер воссоздания отношений в игре среди людей может быть очень разным. Это могут быть взаимоотношения обоюдной поддержки и сотрудничества, заботы и внимания, разделения труда, но также и отношения властвования, даже деспотизма, враждебности, грубости и т. Игра — школа реальных взаимоотношений, школа уступок и терпимости.
Основной мотив игры – действовать будто взрослый. Но для того, чтобы в игре детей появились положительные мотивы взаимоотношений, необходимо, чтобы зрелый стал для ребёнка образцом, эталоном, «мерой всех вещей».
Учите деток играть! Как часто родители слышат от ребёнка: «Поиграй со мной, ну пожалуйста! И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец-то от нескончаемых дел и забот, соглашаются побыть больным в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской. Ребёнок, наблюдая за мамой, будет сам играть также, внося свои изменения, дополняя эти действия. Обращайтесь к ребёнку через роль, просите его «полечить», «продать» и т. Принять на себя роль – значит действовать как кто — то, поставить себя на его место. Причиной появления игровой роли является стремление ребёнка включиться в заманчивый для него мир взрослых. Показателем явления роли является ответ на вопрос «Кто ты? ЕЕсли малыш ответит, что он космонавт, шофёр и т. , значит, он принял роль.
Если малыш завладеет технологиями ролевого действия в игре со взрослым, то начнёт устанавливать более разнообразную деятельность, переключаясь и на другие роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего плохого. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой не проходят бесследно. Переключайте игру, придавая ей положительное содержание.
Игра приносит ребёнку много позитивных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.
Игра для ребёнка – это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живёт, через который познает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. Неразвитость ролевой игры удостоверяет об отсутствии, недостатка или деформации отношений в семье или в группе сверстников.
С помощью игры можно улучшать память, внимание, мышление, воображение – психические функции, необходимые для удачного изучения в школе, благоприятной адаптации в новом коллективе.
Когда детки играют дома – родителям приятно. Но что такое детская игра? Для чего она? Многие родители считают, что это баловство, шалости, забава, которые ребёнку ничего не дают. Давайте разберёмся в этом и сделаем выводы. Оказывается, игра – основной, ведущий вид деятельности дошкольника. От рождения до семи лет психологи, учёные выделяют три вида деятельности: 1 – Общение от рождения до года.
2 – С одного года до трёх лет – предметная деятельность.
3 – С трёх до семи лет – игра особенно сюжетно – ролевая.
Почему ведущий? Потому что развивают все психические течения детей, мышление и речь, внимание, память, воображение. Жизнь малыша — это период, когда он избавлен от труда, от учёбы, не страшится ни холода, ни голода, ни болезни. Всё каким – то волшебным образом возникает на столе, в шкафу, в холодильнике и никаких забот. Но ведь ему хочется принять участие в жизни старших людей. Пусть не по – настоящему, пускай «понарошку». А что в это поиграть? Зачем ждать, когда вырастешь, когда уже сейчас можно сесть за штурвал корабля, слетать в космос, быть пожарником, спасателем, доктором, или просто мамой, папой. А много и не надо, возьмите вещи пускай маленькие, простые и пользуюся, борись с пиратами, защищай родину от врагов. И ребёнок играет. Уже на втором году жизни кормит куклу, купает её. Кажется, простое подражание, но какой шаг в развитии. Он может использовать лоскуток как одеяло, палочку как ложечку, пить из пустой кружки. Появляется воображение, он использует заменители предметов. Но вы рядом. Он играет, но косвенно обращается к вам, ему нужно получить одобрение и оценку. Уйдите из комнаты и игры, нет. С трёх до пяти лет игра становится сложнее. Дети хотят принять участие в настоящей жизни. Играют вместе, берут роли, братья, сёстры объединяются. И в играх появляется всё новое, что они увидели по телевизору, в кино, что им прочитали. И вот уже не только будни, но и жизнь города, страны. Появляется проводник, машинист, бэтман — человек – паук. И ему всё равно, что вместо ракеты пара стульев, а на голове не шлем, а шляпа из бумаги. Он оживляет предметы, они разговаривают, но он знает, что это не живое. У родителей возникают вопросы: сколько времени должен играть ребёнок, стоит ли отвлекать другим занятием? Надо дать ребёнку возможность играть. Если он не наиграется в детстве, то не будет успеха в серьёзной деятельности. Малыш развивается в игре – обучается обобщать, анализировать то, что нужно, развивается фантазия, способность концентрировать внимание. Воспитатели говорят – каков малыш в игре такой будет в будущей жизни.
Если ребёнок неплохо играет – значит, он учиться мыслить, действовать, значит он не будет бесполезным фантазёром. А значит, родителям не следует жалеть времени на игру. Вы должны понять игра – положительный вид деятельности, орудие самовоспитания ребёнка. Если ваш ребенок спокойно и подолгу играет – значит, малыш развивается правильно!