Разработала: Квиткина И.А.
Дорогие родители! Каждый малыш с самого детства очень любознателен, поэтому учите его наблюдать и наблюдайте вместе с ним. Учите ребёнка наблюдать. Первое что видит ребенок и очень внимательно рассматривает, наблюдает это за лицом матери, которая его кормит, которая с ним разговаривает, поет песни и целует. Подрастая, он внимательно наблюдает за движениями, обращает внимание на мимику тех, кто его окружает, затем начинает сам подражать увиденному, на улыбку он отвечает улыбкой на слезы – слезами.
Именно наблюдательность помогает ребёнку развиваться в этом сложном мире. Наблюдение способствует развитию внимания, усидчивости, любознательности, мышления, сенсорного восприятия и речи, у ребёнка формируются нравственные качества, он начинает узнавать своих близких, родных и негативно реагирует на посторонних.
Природа предоставляет широкий простор для наблюдений. Помогает обогащать знания ребёнка о предметах и явлениях. Гуляя с ребёнком в парке, в саду или просто по улице вы можете предложить ему понаблюдать за солнцем, ветром, птицами и т. д. Организуя с ребёнком наблюдения, вы поможете ему запомнить сезонность. Ведь зимой можно наблюдать за снегом, ветром, поведением птиц; весной – за распусканием листьев, прилётом птиц; летом – за насекомыми, цветами; а осенью – за изменением цвета листвы, листопадом. Вокруг очень много интересного, старайтесь разбавить разговор играми, или дайте не только посмотреть на листочек, но и потрогать его, не просто из далека рассматривать красивые цветы, но и дайте возможность понюхать его.
Наблюдая, у ребенка развивается речь, ведь он не может наблюдать молча. Поэтому, учите ребёнка рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи. Вместе старайтесь обращать внимание на красоту окружающего мира, его разнообразие и многогранность.
Например: “С приходом лета все вокруг очень красивое, зеленые листья, зеленая трава, так много солнечных лучей. Птицы очень громко и радостно воркуют, особенно по утрам пока их не беспокоят поток шумных машин и громких людей».
Развивайте фантазию ребёнка. Наблюдая за облаками, предложите ему игру “На что похоже”. Придумайте сказку с “облачными” героями. Запишите её, а вечером прочтите сказку папе или просто сами вспомните, как вам было весело вместе гулять. С ребёнком можно наблюдать за одним объектом природы длительное время. Обратите внимание на солнце: «Сегодня солнышко светит очень ярко, посмотри как на улице жарко», «Солнышко спряталось за облаками, пасмурно, возможно будет дождь, сегодня совсем не жарко». Это может быть, что угодно: и вишня около двора, и котенок с собакой, живущие в вашем доме, и многое другое. Для поддержания интереса ребёнка, свои наблюдения вы можете зарисовать в альбом вместе с ребенком, вспомните за чем вы наблюдали и совместно нарисуйте.
Наблюдайте за повадками животных и птиц. Посыпьте во дворе крошки и обратите внимание ребенка за поведением воробьев.
Чаще гуляйте с детьми в парке, в лесу. Именно природа даёт живые и яркие впечатления о красоте цветов, их аромате, о пении птиц на разные голоса, о шорохе опавших листьев, о красоте леса, о причудливой форме облаков, о радуге появляющейся после дождя.
Наблюдая за природой, ребёнок учится её любить, ценить, понимать её красоту. Такой ребёнок уже не сломает ветку дерева, не разорит муравейник, не обидит кошку и собаку, и сможет поддержать разговор, он будет очень любознательным.
Дорогие родители, как можно больше общайтесь со своим ребёнком, организовывайте совместные наблюдения, вызывая у ребёнка положительное отношение к предметам и явлениям природы.
Удачи Вам и вашим детям!