Консультация для родителей
Воспитатель Полицковая Т.В.
Дата ноябрь 2021 год.
ст. Кавказская
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-ворона…». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
- У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он сможет «рассказывать руками» целые истории.
- В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Все упражнения разделены на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук:
- — развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют
— тонких дифференцированных движений; - — учат напрягать и расслаблять мышцы;
- — развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- — учат переключаться с одного движения на другое.
П группа. Упражнения для пальцев условно статические:
- — совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
Ill группа. Упражнения для пальцев динамические:
- — развивают точную координацию движений;
- — учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- — учат противопоставлять большой палец остальным.
Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:
- поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;
- разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк;
- растирать пальчики спиралевидными движениями.
Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.
Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений III и II групп ребёнка нужно учить:
- — катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
- — рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
- — перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.
Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы (упражнения I группы).
После освоения упражнений I группы приступайте к выполнению упражнений II и III групп, но уже в активной форме, то есть все упражнения ребёнок выполняет сам.
Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-, 3-, 4 лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Пальчиковая гимнастика:
- Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.
- Некоторые упражнения даны в нескольких вариантах. Первый — самый лёгкий.
- Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образа. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение.
Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Вы показываете картинку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.
Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:
- Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.
Например: «Коза» — «Улитка». Ребёнок переключается с позиции «коза» на позицию «улитка» (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем насчёт «раз-два».
Или: «Вилка» — «Кольцо» — «Заяц». Можно предлагать любую
последовательность упражнений.
2.«Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.
Например: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке проплыл пароход (упражнение «пароход»), он сильно гудел и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река»), росло дерево (упражнение «дерево») и т. д.