Воспитатель Полицковая Т.В.
Дата проведения май 2020 год.
ст. Кавказская
2019 – 2020 учебный год
Скоро вы станете родителями первоклассника, и главное для вас сейчас — четко понять: чего вы ждете от своего ребенка, когда он станет школьником. Ожидания родителей могут быть самыми разнообразными. В то же время взрослые должны понимать, что именно от них зависит, станет ли первое сентября праздником, с которого начинается увлекательное путешествие к знаниям, или первым днем одиннадцатилетнего заключения в учреждении под названием «школа».
Сумеете ли вы правильно выбрать школу, программу, учительницу, купить рюкзак и оборудовать рабочее место будущего ученика. И главное: сможете ли создать ребенку психологически комфортные условия, при которых адаптация к школе пройдет легко и безболезненно.
У нас есть несколько месяцев до первого сентября и несколько месяцев после — то самое время, когда можно и нужно задать будущей школьной жизни хороший старт. Тогда ваш первоклассник обязательно будет успешным, здоровым и спокойным, у него сложатся добрые отношения с учительницей и ребятами, а домашняя жизнь потечет в любви и согласии с ближними.
Сегодня наше «родительское собрание» будет направлено на то, чтобы найти ответы на спорные вопросы, которые, я надеюсь, помогут вам лучше понять себя и своего будущего первоклассника.
Давайте рассмотрим первый вопрос: «Пора ребенку в школу или не пора?»
Часто возникает такая ситуация: родители смотрят на своего развитого, умненького ребенка-шестилетку и очень хотят, чтобы он не «валял дурака», а приступал к учебе в школе, как вы. уважаемые родители, считаете: разве это плохо — снять интеллектуальный недогруз?
Нейрофизиологи считают, что ребенок готов к школе в среднем возрасте 7 лет, потому что именно в 7 лет формируется произвольное внимание и многие другие мозговые механизмы, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении. Мозг семилетки готов к тому, чтобы просто высидеть 45 минут урока. Но если отдать ребенка в школу позже будет только лучше. По наблюдениям психологов и педагогов, дети, которые идут в школу в 7.5 лет, лучше адаптируются, часто занимают среди сверстников лидирующее положение. Этот лишний год не гарантирует, конечно, что ребенок станет отличником, но создает для него определенный «запас прочности», — гарантию стабильности его успехов и базу для его дальнейшего развития.
Результат несвоевременного начала школьной жизни будет виден, но только через несколько лет. Подавляющее число двоечников 5-7 классов — это незрелые первоклашки с ярко выраженным ослабленным здоровьем.
Давайте сделаем вывод: «Ребенок должен созреть для школы. Родители, не спешите!»
Следующий вопрос: «Могут ли родители формировать личностную и эмоциональную готовность к школе?»
Дошкольника практически невозможно научить тому, чему он не хочет. Поэтому все обучение детей до 6-7летнего возраста основано на игровых методиках. А к 7 годам ребенок от «хочу» уже движется к «надо». Начинается переход к школьной позиции, ведущий мотив деятельности меняется с игрового на учебный, это напоминает передачу палочки в эстафете. Вот один бегун поравнялся с другим. Какое-то время они бегут вместе, палочка предана, и постепенно первый бегун отстает, второй вырывается вперед. Теперь эстафету ведет он. Игровой мотив при такой эстафете может остаться, но он делается подчиненным. Это происходит у детей в разное время — у кого-то в дошкольном возрасте, у кого-то прямо в августе, у кого-то в процессе адаптации, именно поэтому ребенок может брать с собой и школу игрушку.
Перед школой и в первые школьные дни ребенок еще может сказать: «У меня три тетрадки зеленые и три синие, а еще есть беленькая». Став настоящим учеником, он скажет уже иначе: «У меня три тетрадки по математике и три тетрадки по русскому, и еще тетрадь по природоведению». И он не будет больше любоваться своим пеналом и ранцем — он будет ими пользоваться. И если ребенку поставили двойку, это не значит, что учительница плохо к нему относится, а значит, что он плохо выполнил задание. Это тоже постепенно станет для него ясным.
Вывод такой: «От «хочу» к «надо» переход долгий. Родители, не ждите его за один день».
Вопрос такой: «Знаете ли вы, дорогие родители, как отличить творческого ребенка от нетворческого?»
Творческий ребенок спрашивает, что нужно сделать, а нетворческий, не имеющий поисковой активности. — как. Познавательная активность — это, может быть, самое главное, что хочется увидеть в дошкольнике. Все мы помним период «почему?»,;, если почемучек «от 2 до 5» родители поддерживали, подкрепляли их интерес к миру, то очень велика вероятность, что после пяти этот интерес не угаснет, а разовьется. Как можно поддержать интерес и как ею загасить?
Если мы с ребенком вместе разбираем машинку и смотрим из чего она сделана, как она сделана, а не ругаем материальную ценность — это значит мы поддерживаем интерес к познанию окружающего мира.
Давайте задавать детям вопросы! Когда детей не кормят готовыми ответами, а поощряют наблюдать, думать и пробовать, то их поисковая активность возрастает. Мало того, растет творческий потенциал! Существуют исследования, подтверждающие, что когда детям специально дают задания на развитие творческого мышления, сразу начинает активно интеллектуально развиваться даже ребятки с задержкой психического развития. В развитии поисковой активности ребенка нужно выделить три аспекта. Первое — интерес к окружающему миру ребенка, второе — родители стимулируют этот интерес, третье — взрослым должно быть самим интересно открывать мир вместе с ребенком.
Вывод: «Задавайте детям вопросы».
Предлагаю вам, уважаемые родители, найти ответ на последний вопрос нашего сегодня диалога и, как мне кажется .наиболее важного: «Как получить гармонично развитого семилетку, всесторонне готового к школе?»
Для этого требуется совместное полноценное житие. Если ребенок живет вместе с родителями, а не в каком-то параллельном мире, то ежедневное участие в жизни семьи — залог его полноценного развития. Мы можем заниматься с детьми чем угодно — и это будет их развивать. Нет никакой разницы, чем именно занимаются родители (готовят обед, гуляют в парке), важно, чтобы они занимались этим вместе с детьми. Потому что ребенок, с которым дома разговаривают, которому читают и дают рисовать, с которым вместе делают любые домашние или не домашние дела — обязательно будет нормально развит. Часто родители жалуются на дефицит времени, на усталость. Надо научиться преодолевать себя. И вопреки усталости и нежеланию, придя домой с работы, начинать совместную жизнь с ребенком.
Вы должны понять главное: ребенок не растет сам по себе. Не тешьте себя иллюзиями, что без усилий со стороны взрослых, вырастет прекрасная роза. Живучий бурьян пожалуйста, сколько угодно. Но культурное, ухоженное растение вырастет лишь там, где за и им ухаживают.
И самый главный вывод нашей беседы: «Всесторонняя готовность к школе — следствие полноценной жизни вместе со всей семьей. Вместе, а не рядом!»
Уважаемые родители, хочется чтобы этот вывод стал вашим девизом, лозунгом, памяткой и только тогда первое сентября отзовется радостью в вашем сердце. И еще много-много сентябрей.