МБДОУ д/с № 24

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24

Uc browser

Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения

Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения:

Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность.


1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны
2. Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, по левому краю дороги, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону
3. Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а не перекрёстках с не-обозначенными переходами – по линии тротуара
4. Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.
5. Запрещается пересекать путь движущемся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть
6. В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком)
7. В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота
8. Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками.
9. Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь опознавательный знак «Дети».

Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города.

Спросите детей, у кого из них есть велосипед, самокат, ролевые коньки или скейт, кто когда-либо на них катался. Попросите рассказать, где, по их мнению, можно кататься, а где нельзя, какие правила нужно соблюдать.

Целесообразно также организовать обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекая личный опыт детей, случаи из жизни.

Необходимо рассмотреть три вида ситуаций:
1. Опасных для самих детей, если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора
2. Опасных для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи)
3. И наконец, ситуации, связанные с падением, травмами.

В результате беседы дети должны твёрдо усвоить следующие правила:
1. На велосипеде (роликовых коньках) можно кататься только по тротуару; нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора
2. Катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, соблюдать меры предосторожности (сбавлять скорость, объезжая маленьких детей, женщин с детьми, пожилых людей)
3. В случае ушиба или травмы при падении с велосипеда, самоката нужно зразу обратиться к кому-либо из взрослых для оказания первой помощи.

Рекомендации по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения

Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, удовлетворяя их потребности в новых впечатлениях, в интересной, содержательной деятельности, поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение, мы стремимся сделать счастливым детство каждого ребенка.

Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения осуществляется в соответствии с программой, которая является основным нормативным документом в вопросах предупреждения транспортного травматизма среди дошкольников. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения проводится в течении всего года в тесной взаимосвязи с конкретными условиями жизни детей. Обучение правил дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы. У детей формируются культура поведения, выдержка, дисциплина, если материал включается в содержание занятий по развитию речи, формированию математических представлений, изобразительной деятельности, физической культуре, музыкальных занятиях, в повседневной жизни. Проводя работу по обучению правилам дорожного движения, воспитатель должен использовать ее для воспитания у детей любви к родному краю, для усвоения дошкольниками норм и правил поведения, проявления нетерпимости к антиобщественным поступкам.

Педагог знакомит детей с правилами дорожного движения, последовательно усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе, опираясь на их опыт.

4-й год жизни:

во время  целевых  прогулок педагог обращает внимание  малышей

  • — на движение пешеходов, транспорта,
  • — называет цвета светофора,
  • — знакомит их со словами, (водитель, автомашина, уточняет названия частей автомобиля (кабина, колеса, двери, окна и др.)

Представления,  полученные  на целевых прогулках, закрепляются на занятиях. Например, малыши  выполняют аппликацию «Светофор», рассматривают картину «Улица города», затем строят улицы для кукол.

К 4-5 годам у детей накапливается определенный двигательный опыт, обогащается словарный запас, воспитываются навыки пространственной ориентировки.

5-й год жизни:

представления детей уточняются и дополняются, их знакомят с перекрестками, дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пересечение дорог», « Место стоянки», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания». Даются более полные знания о правилах пешеходов и пассажиров:

  • Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам,
  • Идти следует по правой стороне тротуара,
  • Пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеется пешеходная дорожка или указатели перехода
  • При двустороннем движении смотрят сначала налево, а потом, дойдя до середины — направо.
  • Пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке,
  • В транспорте  каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать  остальным пассажирам.
  • В темное время суток пешеход должен иметь световозвращатели (фликеры).

6-й год жизни:

педагог постоянно ставит перед детьми задачи, требующие от них проявления самостоятельности, активности мышления, умения применить знания на практике.   Воспитатель должен помнить, что одного участия детей в играх и занятиях недостаточно для закрепления и применения знаний правил дорожного движения в жизненной ситуации, так как в игре задача несколько облегчена.

Успешному переносу знаний в жизненную ситуацию способствует закрепление навыка движения по улице на прогулке, выполнение детьми отдельных поручений. Например: прежде чем пойти с детьми на почту, воспитатель предлагает им вспомнить и рассказать о дороге, по которой они пойдут, затем назначает двух ребят, которые ведут всю группу по назначенному маршруту. В этом случае, не смотря на то, что воспитатель идет рядом, дети чувствуют  себя ответственными  за порученное дело, они действуют сознательно

В каждой возрастной группе создаются уголки по правилам дорожного движения для детей, где собраны игры, литература, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, дидактический материал, настольные макеты перекрестков, улиц и другой материал.

Закрепить у детей знания правил  дорожного движения помогает совместная работа детского сада и семьи. Единые требования воспитателей и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице. На групповых и общих собраниях воспитатели знакомят родителей с программными требованиями по обучению детей правилам дорожного движения, говорят о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице, о необходимости использования в темное время суток и в условиях плохой видимости световозвращателей. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребенка.

В пропаганде правил дорожного движения широко используется наглядная агитация. Для родителей оформляется специальный стенд. На нем помещаются выдержки из правил  дорожного движения, которые должны усвоить дети, перечень литературы для взрослых и дошкольников о правилах поведения на улице. Здесь можно поместить детские рисунки, образцы книг, картинок, тексты стихотворений и загадок, задания по закреплению у детей правил поведения на улице.

Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит успешную подготовку детей к обучению в школе, практическое применение и соблюдение ими правил дорожного движения.

Литература, рекомендуемая для чтения детям  в детском саду и дома

1.   Амос Д. Катя потерялась. – Петрушка, 1997.

2.   Боровой Е.В. Красный, желтый, зеленый. – Минск, 1976.

3. Дорожная азбука: Альбом для раскрашивания. – Малыш, 1974.

4. Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т. А., Уклонская С. А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Из опыта работы / Составитель Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.

5. Иванов А. Как неразлучные друзья дорогу переходили. Азбука безопасности. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1966.

6. Иштван И. Ходи по улицам с умом. – М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1986.

7. Калинина Н. Как ребята переходили улицу: Хрестоматия для детей старшего возраста. М.: Просвещение, 1981.

8. Кутилова З., Айдаров Л. Я на улице: Для детей в возрасте от 6 до 10 лет. – М., 1988.

9.   Не зевай! Книжка – раскраска /  Художник В.А. Травин. – Лениздат, 1989.

10. Пятикоп А. Здравствуй, светофор! – Анселл – Пресс, 1998.

11.  Скоро в школу. Правила дорожного движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Составитель Д. Майдельман. – Ростов н/Д: Донпечать, Лицей, 1994.

12. Сыроваткина И. Уроки безопасности. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. Серия «Знакомство с окружающим миром».

13. Твоя безопасность: Как вести себя дома и на улице: Кн. Для дошкольников, воспитателей дет.сада и родителей / Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. – М.: Просвещение, 1998.

14. Трофимов В.М. азбука маленького пешехода. 6 – 8 лет. – 1998.

15.  Тумаринсон Г. Новые дорожные приключения Буратино. – Л, 1989.

16. Шалаева Г.П. , Новые правила поведения для воспитанных детей. – М.: Эксмо, 2004.

17. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. – М.: Прометей, 2003.

18. Юдохина Ю.Л. Здравствуй друг, дорожный знак. 6 – 8 лет. – Анселл – Пресс, 1998.

Литература, рекомендованная для работы с дошкольниками по формированию навыков безопасного поведения на улице.

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ — ЛТД», 1998.

2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ — ЛТД», 1997.

3. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2001.

4. Агеева С.И. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. – М.: Лайда,1995.

5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика – Синтез, 1999

6. Белая К.Ю., Зимонина В.Н.  Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: МИПКРО, 1998.

7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.

8. Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности /Авт. – сост. М.Р. Максиняева, Т.Ю.Филиппова, – М., 1999.

9. Нам на улице не страшно (воспитание у детей в детском саду и семье навыков дисциплинированного пешехода). Сборник методических рекомендаций для работников детских учреждений и родителей. Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М.: «АВИКО ПРЕСС», 2000.

10. Петрова И.М.Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие.- Детство- Пресс, 2000.

11. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников / О.С.Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др. – М.: Просвещение, 1996.

12. Рылеева Е.В.Программа развития самосознания дошкольников и речевой активности «Открой себя». – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000.

13. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. – М.: Просвещение, 1980.

14. Смоленцева А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием: Книга для воспитателя детского сада. – М.: просвещение, 1993.

15. Степаненкова Э.Я. Дошкольникам — о правилах дорожного движения. — М.: просвещение, 1978.

16. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада. — М.: просвещение, 1978.

17. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: Издательство Скрипторий 2003», 2007.

18. Козловская Е.А., Козловский С.А. Азбука пешехода. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и начальной школы. – М.: 2007.

19. Богданович А. Пешеходу – малышу, М., 1974.

20. Георгиев Г. Светофор. М., 1972.

21. «Добрая Дорога Детства» (ДДД). Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику «STOP – газета». М., 2000 – 2002.

22. Дошкольное воспитание. Журнал. 1982 – 1991.

23. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения. М, 1975.

24. Михалков С. Бездельник светофор. М., 1987.

25. Михалков С. Моя улица. М., 1980.

26. Молондин И.Г. Внимание дети. М., 1975.

27. Пишумов Я. Машины. М., 1980.

28. Пишумов Я. Это улица моя. Л., 1981.

29. Прокофьева С., Сапгир Г. Мой приятель светофор. М., 1980.

30. Прокофьева С., Сапгир Г. Пусть ребенок растет здоровым. М., 1985.

31. Семенюк В.И. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. Минск, 1983.

32. Сыч В.Д. Плакаты по изучению в детском саду правил дорожного движения. Киев, 1985.

33. Туртин О. Для чего нам светофор. М., 1976.

34. Козорезова Т.Г. Пешеходом быть – наука. – Краснодар: «Советская Кубань», 1997.

35. Хромцова Т.Г. воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять