Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребёнка, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды, подготовке его обучения к школе и др. Они хотят получить ответ на вопрос: «как поступить в том или в ином случае?» Важно ориентироваться на потребности семьи, ззапросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции.
Успех сотрудничества образовательного учреждения с семьёй возможен при следующих условиях:
& Родители доверяет педагогам;
& Создана общая установка на совместное решение задач целостного развития ребёнка;
& Выработана общая стратегия сотрудничества ДОУ с семьёй.
Для детей дошкольного возраста наиболее значимыми субъектами являются родители. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий по профилактике и преодолению нарушений речи у детей значительно дополняют работу педагогов в этом направлении. Активное вовлечение в педагогический процесс близких воспитанников очень важно при формирования заинтересованности родителей в правильном речевом развитии ребенка.
Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка.
Обладая необходимой информацией, педагог должен проводить работу с родителями в следующих направлениях:
— изучение особенностей родителей воспитанников группы, уровня их педагогической наблюдательности;
— определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка;
— привлечение родителей к участию в педагогическом процессе в условиях группы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 ст. Кавказская муниципального образования Кавказский район
Памятка педагогам:
«Работа с семьей по совершенствованию речи детей»
Учитель-логопед
МБДОУ д/с№ 24:
Анищенко Н. Е.
«Детям очень много можно объяснить,
лишь бы объясняющий сам понимал
ясно предмет, о котором взялся говорить
с детьми и умел говорить человеческим языком».
Н. Г. Чернышевский.
cт. Кавказская, 2013
Выстраивание работы с семьей на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной работы по совершенствованию речи.
Продумывая содержание общения с семьями, педагоги обязательно должны принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт, жилищные условия. Стиль взаимодействия складывается постепенно. Задача его формирования становится приоритетным направлением в работе педагогов с родителями и определяется рядом факторов:
— субординацией и соблюдением границ компетентности в принятии решений и ответах на вопросы родителей;
— общением с родителями только по вопросам развития детей и их проблем;
— соблюдением речевого этикета в общении с родителями: обращение на «Вы», по имени-отчеству независимо от возраста.
Существуют несколько принципов, в соответствии с которыми педагогу следует строить свой разговор с родителями воспитанников. Вот некоторые из них:
1. Стремитесь понять родителей, «увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на нее.
2. Слушая вопросы и высказывания родителей, важно обращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улавливать» подтекст.
3. Знать основы психологии общения, чтобы самому уметь осознанно использовать позы, интонации речи, выражение лица.
4. Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.
5. Не прибегать к менторскому, назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.
6. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника.
7. Сохранять конфиденциальность информации.
8. В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.
9. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.
10. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов.
11. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.
12. Соблюдать принципы недирективности, безоценочности, личностно-ориентированного подхода, корректности.